3022

27 августа 2023 г.

Находясь в Сухуме на торжествах по случаю 15-летия признания Россией независимости Абхазии, подумал вот о чем. 
В международном праве вопросы признания государств не имеют конвенционного закрепления, несмотря на то, что эта проблема постоянно присутствует в практике межгосударственных отношений (от Косова до Западной Сахары и Северного Кипра). 
К сожалению, в последние годы вопрос о признании государств разрешается не на основе правовых норм, а в силу политической конъюнктуры западных стран, нагло спекулирующих на этой теме. Очевидно, что любая правовая определенность, в том числе в вопросах признания, подрывает планы Запада по насаждению «порядка, основанного на правилах», неоколониальному освоению стран и континентов. 
Напомню в этой связи об одном документе, который не любят вспоминать на Западе. Это конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 году на VII Панамериканской конференции. Да, эта конвенция не вступила в силу. Но именно в ней впервые на международном уровне были закреплены признаки государства как субъекта международного права. Республика Абхазия, для примера, полностью соответствует этим признакам:  
- имеет постоянное население; 
- имеет определённую территорию;
- имеет собственное правительство;
- имеет способность к вступлению в отношения с другими государствами.
При этом в международном праве нет правила, согласно которому для существования государства должно быть определенное число признаний со стороны других государств. А Абхазия признана уже 10 странами. Только с Россией она заключила свыше 200 международных соглашений, ещё 70 - с остальными. 
Еще один любопытный документ, правда, рекомендательного характера, но разработанного в Европейском Союзе специально для бывших советских республик: Принципы признания новых государств в Восточной Европе и в Советском Союзе (Совместное заявление министров иностранных дел ЕС от 16 декабря 1991 года). В документе поименованы следующие критерии:
- соблюдение Устава ООН;
- уважение принципа нерушимости границ;
- уважение прав и свобод человека, демократический режим, гарантирование прав этнических и национальных меньшинств;
- принятие обязательств, касающихся разоружения и нераспространения ядерного оружия;
- мирное разрешение региональных споров.
Очевидно, что Республика Абхазия соответствует всем ключевым признакам суверенного государства, в том числе предъявляемым на Западе. С чем мы и поздравили братский абхазский народ. 
Независимость Абхазии и Южной Осетии - достойный ответ западному «порядку, основанному на правилах». Правило в таком случае может быть только одно - уважение прав людей на свободу и безопасность, а также предусмотренного Уставом ООН права народов на самоопределени