image001.png

2858 10 апреля 2023 г.

Материалы круглого стола Студенческого научного объединения «Мир после COVID-19»

Панченко Наталия

Пандемия COVID-19: вызов для стран по достижению цели устойчивого развития №3

В 2015 году Генеральная Ассамблея ООН разработала план до 2030 г. по «достижению лучшего и более устойчивого будущего для всех». Человечество регулярно сталкивается с различного рода кризисами, вызовами и угрозами по достижению целей, поставленных в 2015 г. Все чаще эксперты говорят о том, что совокупность кризисов, вставших на пути к достижению ЦУР, кардинально повлияла на сроки их достижения.

В контексте тематики здравоохранения особенно выделяется ЦУР №3, которая звучит как: «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте». Одним из индикаторов ЦУР №3 является индикатор 3.d: «Улучшить потенциал раннего предупреждения глобальных рисков для здоровья». Суть данной цели заключается в том, чтобы наращивать потенциал всех стран, особенно развивающихся стран, в области раннего предупреждения, снижения рисков и регулирования национальных и глобальных рисков для здоровья.

Одним из главных негативных эффектов пандемии COVID-19 стало закрытие стран от внешнего мира. Преследуя цель замедлить стремительное распространение вируса среди населения, правительства стран ввели жесткие ограничения на перемещение людей и товаров. Помимо сокращения объемов торговли (в 2020 году было зафиксировано сокращение торговли товарами на 8%, торговли коммерческими услугами – на 21%, отдельных рынков услуг (туризм) – на 62,6%), разрыва международных производственных цепочек из-за сложностей в логистике, существенный удар получило международное взаимодействие по решению глобальных и региональных проблем развития.

Особенно негативно данные ограничения повлияли на страны, не имеющие выхода к морю, они в большей степени зависят от транспорта, при этом именно там транзитные сети развиты слабо. Для этих стран издержки при торговле составляют на 50% больше, чем для тех, что имеют выход к морю. Пандемия выявила их особую уязвимость. В такие государства было сложнее завозить средства индивидуальной защиты, аппараты искусственной вентиляции легких и другое оборудования, необходимое для борьбы с COVID-19. Кроме того, сократился экспорт, что привело к резкому снижению доходов.

Также пострадали экономики стран зависимых от туризма, которые приняли решение закрыть границы, в результате их доходы упали в среднем на 90%. Ситуация, сложившаяся в Черногории демонстрирует это, при этом уровень заболеваемости на душу населения был один из самых высоких. При этом страны с тем же наполнением экономики, оставившие границы открытыми, такие как Хорватия и Албания, сумели получить более 50% выручки от той, что была в 2019 г., до пандемии.

Первоначальная ориентация на решение проблем, связанных с пандемией COVID-19, только за счет внутренних ресурсов страны в итоге не показала своей жизнеспособности, но при этом заставила по-новому взглянуть на сложившуюся систему международного сотрудничества в интересах устойчивого развития.

Поскольку здоровье представляет собой неотъемлемую часть человеческого капитала и является предпосылкой, движущей силой и результатом устойчивого развития, ЦУР №3 имеет отношение приблизительно к 50 задачам, связанным со здоровьем, в рамках ЦУР, и обязательству «никого не оставить без внимания». Несмотря на достигнутый за последние несколько десятилетий существенный прогресс в области здравоохранения, в мире наблюдается отставание от графика достижения ЦУР №3. Кроме того, имеются значительные различия между странами и внутри стран в отношении вероятности решения многих задач ЦУР, связанных со здоровьем.

Многие страны — особенно с низким уровнем дохода — сталкиваются с серьезными проблемами в своем стремлении выполнить эти задачи. Среди таких проблем — растущее неравенство и недостаточное внимание к таким детерминантам здоровья, как водоснабжение и санитария, питание, стигматизация и дискриминация, гендерное неравенство, насилие.

Несмотря на то что расширение глобальной архитектуры здравоохранения за последние два десятилетия принесло значительные выгоды, страны могут столкнуться с серьезными трудностями в работе с многочисленными международными партнерами, у каждого из которых свои собственные мандат, приоритеты и оперативные подходы к финансированию, мониторингу, отчетности и взаимодействию с национальными заинтересованными сторонами. С другой стороны, для стран появляются многообещающие новые возможности в виде инновационных продуктов и подходов в области здравоохранения и цифровых технологий, которые могут изменить способ сбора и использования данных в области здравоохранения и внести свой вклад в обеспечение более справедливых и основанных на правах человека медицинских услуг.

Несмотря на успехи во многих областях здравоохранения, большинство задач в рамках Цели №3 и других связанных со здоровьем задач выполняется недостаточными темпами, а пандемия еще более осложнила достижение прогресса. Этим объясняется необходимость ускорения работы, для чего требуется укрепление сотрудничества, повышение качества данных, ускоренное массовое внедрения инноваций и повышение внимания к проявлениям неравенства и вопросам оказания первичной медико-санитарной помощи.

2023 г. будет серединой срока осуществления Повестки дня на период до 2030 г. и, следовательно, станет важной вехой в глобальном здравоохранении и развитии. Необходимы изменения, которые станут промежуточными приоритетами по достижению ЦУР№3, а именно:

  • улучшение координации между учреждениями в рамках их глобальных, региональных и страновых процессов и улучшение обмена информацией и сотрудничества, что обеспечит ускоренный и устойчивый прогресс на пути к решению связанных со здоровьем задач ЦУР;
  • снижение нагрузки на страны в результате более согласованной оперативной и финансовой политики и подходов между учреждениями с убедительными свидетельствами роста уровня «консолидированной» поддержки;
  • концентрация внимания на целенаправленном сотрудничестве, интегрированном в организационную культуру учреждений и охватывающем правящие круги и группы высших руководителей на глобальном уровне, а также страновые, региональные и оперативные группы.

Опыт пандемии COVID-19 значительно повлиял на восприятие совместного реагирования на вызовы и угрозы, связанные со здравоохранением. Необходима комплексная оценка действий, которые помогут в будущем избежать проблем, с которыми человечество столкнулось во время пандемии помимо аномальной болезни.

Список источников и литературы:

  1. Достижение ЦУР в условиях пандемии COVID-19: роль государств и высших органов аудита // Счетная палата Российской Федерации URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-SDG.PDF (дата обращения: 28.02.2023).
  2. Пандемия COVID-19 нанесла серьезный ущерб странам, не имеющим выхода к морю // UN.org URL: https://news.un.org/ru/story/2022/08/1429672 (дата обращения: 28.02.2023).
  3. Цель 3: Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте // UN.org URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/health/ (дата обращения: 28.02.2023).
  4. Цель 3 Хорошее здоровье и благополучие // SDG Open Shkola URL: http://sdg.openshkola.org/goal3 (дата обращения: 28.02.2023).
  5. COVID-19 and the SDGs // Feature UNDP URL: https://feature.undp.org/covid-19-and-the-sdgs/ (дата обращения: 28.02.2023).
  6. COVID-19 pandemic: The fears and hopes for SDG 3, with focus on prevention and control of noncommunicable diseases (SDG 3.4) and universal health coverage (SDG 3.8) // National Library of Medicine URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC9334993/ (дата обращения: 28.02.2023).
  7. «Мы усвоили урок»: Черногория назвала ошибкой закрытие границ из-за COVID-19 // Forbes URL: https://www.forbes.ru/newsroom/biznes/416789-my-usvoili-urok-chernogoriya-nazvala-oshibkoy-zakrytie-granic-iz-za-covid-19 (дата обращения: 28.02.2023).


Данилова Ольга

Влияние пандемии на Цели устойчивого развития в странах БРИКС

Пандемия COVID-19, начавшаяся весной 2020 года, стала настоящей неожиданностью для международного сообщества. Политики в своих заявлениях все чаще стали винить именно коронавирус в появлении новых проблем развития. Достаточно ярким примером выступают Цели устойчивого развития ООН, реализация которых должна быть достигнута к 2030 году. В этой связи возникает вопрос: “Действительно ли пандемия коронавируса стала основной причиной замедления темпов достижения ЦУР ООН?”

В 1987 году Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию определила “устойчивое развитие” как комплекс мер, «обеспечивающих удовлетворение потребностей нынешнего поколения и не подрывающих при этом возможности удовлетворения потребностей будущих поколений». В 2015 году Организацией Объединенных Наций была опубликована «Повестка дня в области устойчивого развития».

Хотя ЦУР не имеют юридически обязывающего характера, ожидается, что подписавшие программный документ государства добровольно возьмут на себя ответственность и активизируют свои усилия по достижению к 2030 году 17-ти описанных выше целей. Так, выполняя указанные цели в области экономического и социального прогресса, а также охраны окружающей среды, государства смогут обеспечить благосостояние для нынешнего и будущих поколений, т.е. прийти к устойчивому развитию.

Страны-участницы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) среди прочих 193 государств-членов ООН подписали соответствующий документ Генассамблеи «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».

Государства-члены БРИКС направляют совместные усилия на выполнение «Повестки 2030». Цели устойчивого развития были отражены в ряде документов БРИКС: Стратегии экономического партнерства стран БРИКС до 2020 от 2015 года, Декларации Гоа от 2016 года, Сямэньской декларации от 2017 года, Йоханнесбургской декларации от 2018 года, Декларации Бразилиа от 2019 года, Московской декларации от 2020 года, Стратегии экономического партнёрства БРИКС на период до 2025 года и др.

Но, несмотря на многочисленные программные документы, принятые рядом стран, существуют факторы (вооруженные конфликты, смена политической элиты государства, природные катастрофы, гуманитарные кризисы и пр.), которые негативно влияют на динамику достижения ЦУР.

В период 2020 - 2021 г.г. отмечается стагнация средних мировых показателей достижения всех Целей.

Ситуация в странах БРИКС в области достижения ЦУР повторила общемировые тенденции указанного периода – снижение процентной доли выполнения ЦУР. Исключением стала Россия, индекс которой стабильно возрастает.

Согласно Отчету ООН 2022 года о достижении Целей устойчивого развития, именно пандемия COVID-19 ударила по каждой из 17 ЦУР и обратила весь прогресс последних лет вспять. Однако нельзя закрывать глаза на иные факторы. Может ли быть такое, что пандемия стала лишь удобным оправданием снижения динамики достижения ЦУР? Разберемся в данном вопросе.

Рассмотрим на примере некоторых стран БРИКС (Китай, Бразилия) изменение показателей Цели 8 (Достойная работа и экономический рост), которая испытала определенный откат в период 2020-2021 г.г. Поскольку достижение Целей отслеживается при помощи набора индикаторов, то стоит сфокусироваться именно на них, в частности для ЦУР 8 сосредоточимся на индикаторе 5.2 Уровень безработицы.

Международная Организация Труда (МОТ) заявила, что экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19, привёл к значительному росту безработицы в 2020-2021 годах, что негативно сказалось на ЦУР 8. Так, действительно в Китае уровень безработицы в 2020 году поднялся на 0,7%, а в Бразилии – на 1,6%.

Однако отметим, что если до введения ковидных ограничений уровень безработицы в Китае постепенно снижался, то Бразилия уже на протяжении нескольких лет претерпевает ускоренный рост безработицы (в 2017 году безработица в Бразилии составляла 11,5%; в 2018 -12%; в 2019 -12,1%). Также, несмотря на то, что масштабный правительственный антикоронавирусный план действий временно улучшил положение наименее обеспеченных слоев бразильского населения, он не решил системный социальный кризис в стране. В Бразилии до сих пор высокий уровень безработицы, который снизился с ковидных времен лишь на 0,1%.

Таким образом, мы приходим к выводу, что увеличение уровня безработицы стало закрепившейся тенденцией в Бразилии задолго до распространения коронавируса. Безусловно, пандемия усилила этот «негативный тренд», но не меняла коренным образом вектор развития, как это произошло в случае с Китаем.

Рассмотрим индикатор 1.1 Рост ВВП на душу населения, показатели которого также снизились в период коронавируса. Вновь на первый взгляд может показаться, что именно пандемия стала главным фактором данной отрицательной тенденции. Однако капнем глубже.

Еще до начала пандемии коронавируса темпы роста ВВП Китая в 2019 г. составили 6,1%, что стало на тот момент рекордным минимумом с 1990 г. В 2020 году рост составил 2,2%, в 2021 – 8,1% (скачок объясняется большой разницей показателей ВВП на душу населения за 2020 год и 2021 год), в 2022 - 3% — худший результат с 1976 года, если исключить первый год пандемии COVID-19. То есть снижение темпов роста китайской экономики началось ещё до пандемии, и мы продолжаем его наблюдать до сих пор.

Одна из существенных причин такого отката кроется в том, что в 2019-2020 г.г. Китай столкнулся с резким сокращением численности населения из-за снижения рождаемости. Так, в Поднебесной в ковидный год родилось всего 12 млн детей, в 1,5 раза меньше, чем в 2016-м, когда власти отменили политику «одна семья – один ребенок». (Много лет в Китае из-за быстрого роста населения действовала политика «одна семья – один ребенок». И хотя она была отменена окончательно в 2016 году, это принесло лишь краткосрочный эффект: в 2016 г. рождаемость выросла на 8%, но затем снова стала снижаться).

Безусловно, данные изменения в демографии Китая создают дополнительные риски для экономики страны. В последние годы Китай пытается изменить свою экономическую модель: сократить зависимость от экспорта и увеличить внутренний рынок. Однако на фоне демографических проблем спрос на нем тоже ослабевает. Потребление стало менее активным, прежде всего из-за сокращения молодого населения.

То есть вместе с обострением проблемы рождаемости, которая возникла еще до появления пандемии, замедляются темпы роста китайской экономики.

Таким образом, мы пришли к следующему выводу. Опасный вирус COVID-19 действительно сыграл не последнюю роль в снижении динамики достижения Целей устойчивого развития. Однако нельзя упускать из внимания долговременные проблемы, корни которых кроются вовсе не в пандемии и вытекающих из нее последствиях.

Показательным стал случай с Бразилией и её продвижением в Индикаторе Уровень безработицы, а также с Китаем и его достижениями в Индикаторе Рост ВВП на душу населения Цели №8 (Достойная работа и экономический рост). Бразилия в течение нескольких лет страдает от ускоренного роста безработицы, а Китай от снижения процентных показателей прироста ВВП на душу населения, и вины пандемии в этом нет.

Список использованных источников:

  1. Декларация Бразилиа [Электронный ресурс] // Интернет-сайт BRICS Russia 2020. URL: https://brics-russia2020.ru/images/00/69/006900.pdf (дата обращения: 11.12.2022)
  2. Декларация Гоа [Электронный ресурс] // Интернет-сайт BRICS Russia 2020. URL: https://brics-russia2020.ru/images/00/69/006910.pdf (дата обращения: 11.12.2022)
  3. Йоханнесбургская декларация Десятого саммита БРИКС [Электронный ресурс] // Интернет- сайт BRICS Russia 2020. URL: https://brics-russia2020.ru/images/00/69/006905.pdf (дата обращения: 11.12.2022)
  4. Московская декларация [Электронный ресурс] // Интернет-сайт BRICS Russia 2020. URL: https://brics-russia2020.ru/images/114/83/1148395.pdf (дата обращения: 11.12.2022)
  5. Стратегия экономического партнерства стран БРИКС до 2020 года [Электронный ресурс] // Интернет-сайт Центр международной торговли.Москва. URL: http://www.brics.utoronto.ca/docs/150709-partnership-strategy-ru.pdf (дата обращения: 11.12.2022)
  6. Стратегия экономического партнерства БРИКС до 2025 года [Электронный ресурс] // Интернет-сайт BRICS Russia 2020. URL: https://brics-russia2020.ru/images/114/81/1148133.pdf (дата обращения: 11.12.2022)
  7. Сямэньская декларация [Электронный ресурс] // Интернет-сайт BRICS Russia 2020. URL: https://brics-russia2020.ru/images/00/13/001389.pdf (дата обращения: 11.12.2022)
  8. SDG Index and Dashboards 2018 [Electronic resource] // Sustainable development report. 07/09/2018. URL: https://www.sdgindex.org/reports/sdg-index-and-dashboards-2018/ (accessed: 12/11/2022)
  9. Sustainable Development Report 2019 [Electronic resource] // Sustainable development report. 06/28/2018. URL: https://www.sdgindex.org/reports/sustainable-development-report-2019/ (accessed: 12/11/2022)
  10. Sustainable Development Report 2020 [Electronic resource] // Sustainable development report. 06/30/2018. URL: https://www.sdgindex.org/reports/sustainable-development-report-2020/ (accessed: 12/11/2022)
  11. Sustainable Development Report 2021 [Electronic resource] // Sustainable development report. 06/14/2018. URL: https://www.sdgindex.org/reports/sustainable-development-report-2021/ (accessed: 12/11/2022)
  12. Sustainable Development Report 2022 [Electronic resource] // Sustainable development report. URL: https://dashboards.sdgindex.org/chapters (accessed: 12/11/2022)


Мария Гурьянова

Основные направления модернизации системы здравоохранения в Китае после COVID-19

«Эта эпидемия коронавируса является серьёзной проверкой способности руководства и управления нашей страны, и она выявила слабые звенья в том, как мы реагируем на крупные эпидемии» – Ли Бинь, вице-министр Национальной комиссии здравоохранения Китая.

Пандемия COVID-19 стала камнем преткновения для всего мирового сообщества. В том числе она глубоко затронула Китай, который и по сей день ведет активную борьбу с ней. Однако пандемию не следует рассматривать только с негативной точки зрения. Вспышка коронавируса наглядно продемонстрировала как сильные, так и слабые стороны системы здравоохранения Китая, а также стала индикатором по выявлению ряда других проблем, происходящих в обществе.

С самого начала пандемии правительство предприняло серьезные ограничения, которые помогли предотвратить тяжелые последствия заболеваемости в будущем. Данные меры на начальном этапе своего появления были крайне успешны и эффективны, однако дальнейшее сохранение жестких карантинов и изоляций в период стабилизации и уменьшения уровня заболеваемости при политике «нулевой терпимости» господина Си, для китайского народа показалось крайне недальновидным шагом, что вызывало народные протесты и забастовки.

Подход был настолько строгим, что целые города, в которых проживают миллионы людей, были закрыты из-за нескольких случаев заражения Covid-19, а также сообщений о покупателях и рабочих, покидающих магазины и фабрики, чтобы избежать запирания внутри.

Протесты вспыхивали в городах по всему Китаю. Так, 24 ноября прошлого года в западном городе Урумчи произошел пожар в квартире, в результате которого погибло 10 человек. Власти отрицают, что причиной смертей стал строгий карантин. По мнению официальных лиц, причина столь длительного сохранения политики «нулевой терпимости» заключается в том, чтобы Китай не постигла та же участь, что и многие другие страны во время пандемии. В редкой и необычной демонстрации общественного неповиновения люди открыто критиковали политику Си Цзиньпина и призывали его уйти в отставку.

В действительности, пандемия приоткрыла занавес и других социальных проблем.

Китай урбанизируется: численность городского населения приближается к 920 млн благодаря новому плану урбанизации и ослаблению политики одного ребенка в городских районах. Именно урбанизация стимулирует спрос на медицинские услуги, в том числе в небольших городах.

Китай стареет: по данным на 2021 год в стране более 190 млн пожилых людей (возраст 65+), что составляет 13,5%, а к 2080 году это уровень превысит долю трудоспособного населения в стране. Это означает, что в густонаселенных городских районах возникнет слишком большая нагрузка на ресурсы здравоохранения.

Китай больше болеет: отмечается рост хронических заболеваний, связанных с ухудшением образа жизни и загрязнением окружающей среды. На их долю приходится более 80% от 10,3 млн ежегодных смертей в стране. Часто случаются вспышки респираторных и желудочно-кишечных инфекций, растет статистика болезней, передающихся через кровь и половым путем. Также стоит отметить, что в связи с ухудшением экологической обстановки, у женщин снижается уровень фертильности, т.е. способности к деторождению.

Сектор здравоохранения Китая уже оказался в центре внимания правительства в ближайшее десятилетие. Это приведет к резкому увеличению инвестиций в систему здравоохранения Китая. Вспышка коронавируса также добавила срочности, выявив многочисленные пробелы в предоставлении медицинской помощи. Кроме того, пандемия выявила значительные различия в качестве медицинской помощи между больницами в разных регионах.

1. Китайское правительство смогло значительно увеличить возможности страны по оказанию краткосрочной медицинской помощи, предоставив койки в больницах скорой помощи и проведя широкомасштабное тестирование.

2. Китай постепенно начинает реформировать свою систему профилактики и контроля заболеваний, а также систему медицинского страхования, чтобы устранить недостатки, выявленные во время вспышки Covid-19.

3. В стране намерены создать эффективную систему руководства для ускорения реагирования в случае возникновения чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения.

4. Активными шагами развивается цифровизация. Китайские больницы уже тестируют использование роботов для помощи медицинским работникам при лечении пациентов. Электронная доставка вещей и еды стала главным направлением развития коммерческих продаж.

Национальные стратегии развития после COVID-19

Стратегия «Здоровый Китай – 2030», которая является одним из наиболее важных национальных проектов в Китае. Приоритетами стратегии являются: поднятие уровня здоровья всей нации, продвижение здорового образа жизни, улучшение качества оказываемых услуг, инновации, равный доступ к медицинским услугам и т.д.

План экономического и социального развития страны на 2021-2025 гг. предполагает трансформацию региональных систем здравоохранения и создание новых инновационных моделей оказания медицинских услуг.

Итак, сократив разрыв между бедным и богатым слоями населения, Китай вышел на новую ступень своего развития, где «сяокан» или «среднезажиточное общество» выступает главным актором экономического благополучия. Стоит отметить, что среднезажиточное общество имеет гораздо более высокий уровень дохода по сравнению со странами западной Европы. Рост числа состоятельных и богатых людей стимулирует внедрение высококачественных медицинских продуктов и услуг в Китае. На рынок Китая также выходят частные больницы, предоставляющие услуги высокого уровня состоятельным людям, чтобы они лечились в своей стране, а не за границей.

Китай уже давно не бедная страна, а целый развивающийся инновационный мир, стремящийся к всеобщему благосостоянию. Если качество медицинских услуг и больниц будет продолжать расти, то это позволит Китаю в будущем превратиться в медицинскую столицу Восточной Азии.

Список использованных источников и литературы:

  1. Вавилов, Н.Н. Китайская власть [Текст] / Н.Н. Вавилов. – Москва : Товарищество научных изданий КМК, 2021. - 662 с.
  2. Вавилов, Н.Н. Некоронованные короли красного Китая [Текст] / Н.Н. Вавилов. – Москва : Товарищество научных изданий КМК, 2021. - 180 с.
  3. National Bureau of Statistics of China. - URL: http://www. stats.gov.cn (дата обращения: 04.03.2023). - Текст : электронный.


Иван Калигин

Влияние политики нулевой терпимости к COVID-19 на национальную безопасность Китая

COVID-19 внёс значительные корректировки в международные отношения, в частности в системы глобальной, региональной и национальной безопасности. Китай как один их экономических гигантов столкнулся с рядом вызовов во время борьбы с пандемией. На протяжении практически двух лет Поднебесная проводила «политику нулевой терпимости к COVID-19», которая подразумевала относительную изоляцию Китая от внешнего мира, строгие карантинные меры и постоянную профилактику вируса. Однако политика не была такой успешной, как она могла показаться в самом начале, так как Китай столкнулся со значительном количеством вызовов и угроз собственной безопасности. Именно этот факт подтверждает актуальность темы данного доклада.

В январе 2020 г. китайское правительство начало вводить ограничения на перемещения между провинциями в Китае. Тем самым руководство Поднебесной пыталось локализовать распространение вируса, попытаться ограничить его распространение. Уже в феврале 2020 г. в Китае заработало приложение, которое позволяет отслеживание контактов с заражёнными. Если человек попадал в зону риска контакта с заражённым (например, со своим соседом, который получил положительный результата теста на COVID), то к нему выезжала бригада социальных работников и официальной закрывало заражённого на карантин. За нарушение карантина могла последовать серьёзная юридическая ответственность. Иностранные туристы в этот период практически не допускались в Китай, даже зимние Олимпийские игры в Пекине, кроме приглашённых делегаций и журналистов, никто не мог посетить без разрешения властей.

В целом такая политика первое время приносила успешные плоды. На протяжении двух лет китайскому правительству удавалось держать заболеваемость COVID-19 под контролем: новые случаи заражения редко превышали 1000 человек в день, а летальных исходы были минимизированы. Помимо прочего, «политика нулевой терпимости» позволила китайскому правительству провести массовую вакцинацию и построить значительное количество инфекционных госпиталей.

Однако «политика нулевой терпимости» в долгосрочной перспективе показала свою несостоятельность. Она вызвала ряд угроз, с которыми столкнулось руководство КНР. К таким угрозам можно отнести: нарушение экономической безопасности (разрушение цепочек поставок, отток иностранного капитала из КНР, замораживание крупных проектов, падение потребительского спроса среди населения, остановка промышленности из-за карантина); социальная нестабильность (протесты в Гуанчжоу, Чжэнчжоу, Урумчи, Чунцин и др); угроза инфекционной безопасности (отсутсвие коллективного иммунитета; дефицит лекарственных препаратов). Ниже раскрываются вышеуказанные угрозы.

Наиболее опасной угрозой для национальной безопасности КНР является угроза экономической безопасности. За время проведения «политики нулевой терпимости» в Китае значительно сократился экономический рост с 6,5% в 2017 г. до 2,8% в 2022 г. Это произошло из-за жёстких «локдаунов» и карантинных мер, которые вводились китайским правительством. Например, на неделю был закрыт завод по производству продукции американской компании Apple в Чженчжоу, в связи с чем компания понесла значительные потери, а также задумалась о переносе ряда производств в Индию.

Это свидетельствует о ещё одной угрозе - оттоке капитала. Со времён реформ Дэн Сяопина Китай проводил политику «реформ и открытости», пытаясь привлечь к себе как можно больше иностранных инвесторов. Однако после таких карантинных мер инверторы не могут быть уверены в окупаемости своих средств.

В 2022 г. в КНР был зафиксирован самый высокий уровень безработицы среди работоспособного населения - 19,3%. Из-за безработицы произошло рекордное за последние года падение потребительского спроса.

За время пандемии COVID-19 на второй план отошли такие важные глобальные проекты, как инициатива «Один Пояс, Один путь», замедлилось освоение транспортного коридора через Центральную Азию и Россию в Европу. В перспективе это может снижать возможности китайской «мягкой силы».

Вторая угроза - социальная нестабильность внутри Китая. Протесты в ноябре 2022 г., вызванные жёсткими ограничительными мерами охватили такие города, как Гуанчжоу, Чжэнчжоу, Урумчи, Чунцин. По итогу правительство КНР пошло на решительный шаг - ослабило COVID ограничения по всей стране. Этот шаг ознаменовывает постепенное свёртывание политики «нулевой терпимости», которая показала свою нежизнеспособность в долгосрочной перспективе. Однако из-за такого резкого послабления ограничений в Китае резко выросла заболеваемость, которая достигла своего пика в более чем 30.000 заражённых за сутки.

В связи с этим вытекает угроза инфекционной безопасности, то есть растёт число заболевших, в связи с чем приходится вводить большое число новых госпиталей и медицинских учреждений. Также повышается количество летальных исходов, что может негативно повлиять на демографическую ситуацию в регионе.

Исходя из всего вышесказанного, можно констатировать, что «политика нулевой терпимости», проводимая правительством Китая с начала пандемии, помогла КНР купировать вирус на первых этапах пандемии, но в долгосрочной перспективе данный курс породил значительное количество угроз. Особенно сильно это заметно в экономической сфере, где произошёл экономический спад, рост безработицы, снижение покупательной способности.

Список использованных источников и литературы:

  1. 新冠肺炎疫情防控服务专区 / 中华人民共和国政府网站。URL:http://www.gov.cn/fuwu/zt/yqfkzq/index.htm (Дата обращения: 05.02.2023).
  2. 中华人民共和国国家卫生健康委员会。URL:http://www.nhc.gov.cn/xcs/xxgzbd/gzbd_index.shtml (Дата обращения: 05.02.2023).
  3. Цзэн Я Возможности развития экономики Китая после XX Национального съезда коммунистической партии КНР // Российский внешнеэкономический вестник. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-razvitiya-ekonomiki-kitaya-posle-xx-natsionalnogo-sezda-kommunisticheskoy-partii-knr (дата обращения: 05.02.2023).


Мария Лейбина

Российско – южнокорейские отношения после пандемии COVID-19


За три десятка лет, прошедших с момента установления дипломатических отношений в 1990 г., Россия и Республика Корея добились больших успехов в развитии отношений в различных сферах: политике, торговле, культуре, науке. Однако пандемия COVID-19 внесла свои коррективы в развитие двусторонних отношений между Москвой и Сеулом.

Так, например, в 2020 г. товарооборот России с Республикой Корея составил 19,6 млрд долл., что почти на 20% меньше, по сравнению с 2019 г. Однако уже в 2021 г., когда ковидные ограничения были частично сняты и мировая экономика начала восстанавливаться после пандемии, товарооборот между Россией и Республикой Корея достиг рекордных за 30 лет 29 млрд. долл. В 2021 году более 70% российского экспорта в Южную Корею приходилось на минеральные продукты. Для Сеула российская нефть и сжиженный природный газ составляют 5-6% от общего объема поставок. В свою очередь, из Южной Кореи в Россию главным образом импортируются суда, лодки и плавучие конструкции, в том числе, важное значение имеет закупка крупных танкеров-газовозов.

На момент 2022 г. для России Южная Корея являлась восьмым партнёром по объёму торговли, а для Южной Кореи Россия замыкала десятку крупнейших торговых партнёров. На данный момент 2022 г. является водоразделом в отношениях между Москвой и Сеулом. После начала Россией специальной военной операции на Украине 24 февраля 2022 г. Сеул присоединился к санкциям, введённым США в отношении Москвы, из-за чего Республика Корея была включена в список недружественных России государств. Правительство Южной Кореи ввело санкции против таких крупных российских банков, как Центральный Банк, Сбербанк, ВТБ, Совкомбанк. Однако, несмотря на это, можно сказать, что Республика Корея рассматривает Россию в качестве одного из перспективных рынков сбыта своей продукции, поэтому даже в условиях антироссийских санкций стремится сохранить свои позиции в поставках товаров в РФ. Об этом свидетельствует поездка министра торговли Южной Кореи Ё Хан Гу в Вашингтон, где министр провёл встречу со своим американским коллегой. После поездки Ё Хан Гу в США Вашингтон сделал исключение для Сеула в вопросе экспортного ограничения. Так, запрет США не распространялся на товары бытовой химии, автомобили и косметику, экспортируемые из Южной Кореи в Россию.

В марте 2022 г. в Республике Корея состоялись президентские выборы, по итогам которых к власти в стране пришёл кандидат от консервативной партии «Сила народа» Юн Сок Ёль. Традиционно консерваторы придерживаются курса на укрепление союзнических отношений с США. Однако, несмотря на это, президент Юн неоднократно заявлял о том, что в планы Сеула не входит поставки летального оружия Украине, а поставки Республикой Корея Киеву гуманитарной помощи осуществляются исходя из солидарности с мировым сообществом.

Таким образом, экономические отношения России и Республики Корея после пандемии COVID-19 восстановились. 24 февраля 2022 г. является своеобразным водоразделом в отношениях Москвы и Сеула в постковидную эпоху. Безусловно, Республика Корея заинтересована в развитии политических и экономических связей с Россией, однако обязательства перед Вашингтоном являются препятствием для Сеула в проведении самостоятельной политики в отношении Москвы. Но факт того, что Республика Корея всячески дистанцируется от прямых поставок летального оружия Киеву и не вводит собственные санкции против России, позволяет назвать Сеул слабым звеном из всех сателлитов США. Или, другими словами, самой дружественной страной из списка недружественных.

Список использованных источников и литературы:

  1. Перспективы отношений России и Южной Кореи в контексте режима антироссийских санкций // Международная жизнь. 2022. URL: https://interaffairs.ru/news/show/34390 (дата обращения: 16.03.2023).
  2. Правительство утвердило список недружественных России стран и территорий // Правительство России. 2022. URL: http://government.ru/docs/44745/ (дата обращения: 16.03.2023).
  3. Южнокорейские смартфоны и автомобили исключены из ограничений США на экспорт в РФ // Ведомости. 2022. URL: https://www.vedomosti.ru/business/news/2022/03/03/911823-smartfoni-avtomobili-isklyucheni-iz-ogranichenii (дата обращения: 16.03.2023).
  4. 윤 대통령, 푸틴 경고에 "살상 무기 우크라 공급 없었다 [Президент Юн следующим образом ответил на переживания Президента Путина: «Речь о поставках Украине летального оружия не идёт»]. SBS 뉴스 [SBS Новости]. 2022. URL: https://news.sbs.co.kr/news/endPage.do?news_id=N1006949586&plink=SEARCH&cooper=SBSNEWSSEARCH&plink=COPYPASTE&cooper=SBSNEWSEND (дата обращения: 16.03.2023).


Самарина Екатерина

Влияние пандемии COVID-19 на рынок криптовалюты


Очевиден факт, что пандемия коронавирусной инфекции навсегда изменила жизнь людей во всех сферах жизни. COVID-19 стал причиной нарушения структуры спроса и предложения на мировом рынке, остановил производство разных типов продукции и их поставки, стал причиной потери работы для огромного количества людей. В то же время он поспособствовал развитию и распространению феномена удаленной работы, буму стриминговых сервисов и служб доставки. Следовательно, дать объективную однозначную оценку характера воздействия пандемии на мировую экономику сложно, поэтому для понимания целостной картины современного мира в постковидных условиях рекомендуется использование метода структурного анализа отдельно взятых частей системы, именуемой мировая экономика. В данной работе будет рассмотрено влияние коронавирусной инфекции на рынок криптовалют, имеющий тесную связь с фондовыми рынками, оказывающими непосредственное воздействие на экономику в целом. В частности, будет рассмотрено влияние пандемии на динамику курса биткоина.

Влияние коронавирусной инфекции на биткоин

Существует теория, что история имеет цикличный характер развития. В экономике также можно проследить цикличность, ярким примером которой является концепция экономических циклов Н. Кондратьева. Закономерное повторение этапов можно заметить и при рассмотрении динамики цен, например, самой популярной и доходной, но в то же время крайне волатильной криптовалюты - биткоин.

Рассмотрим представленную выше диаграмму и проследим изменение цены биткоина в период с 2017 по 2020 года - до начала распространения коронавирусной инфекции по всему земному шару.

Отправной точкой будем считать декабрь 2017 года. В это время впервые в истории была зафиксирована зависимость между ценными бумагами и криптовалютой. На Чикагской фондовой бирже, по решению американского правительства, начали торговать фьючерсами на биткоин. Криптовалюта достигла своего исторического пика, и у инвесторов появилась возможность вкладывать свои средства в новые ценные бумаги. Самые крупные из них - институциональные инвесторы - выбрали стратегию игры на понижение и стали шортить биткоин. Всего за пять дней курс биткоина обвалился, опустившись с отметки в 20000 долларов до 3500 долларов. Согласно одной из версий, власти США желали предотвратить возникновение и все большее раздувание «финансового пузыря» на рынке криптовалют, что привело бы впоследствии к инфляции, в связи с чем было принято решение о введении мер по снижению курса биткоина.

Наступила криптозима 2018 года. В течение этого года биткоин пребывал в нисходящем тренде, что продолжилось и в 2019 году, а в 2020 году биткоин стабилизировался и перешел к стадии роста.

Во время первой волны пандемии в марте 2020 года биткоин колебался, а затем упал на более чем 39% за один день - в связи с распространением коронавируса и крахом фондового рынка. И уже. С целью оказания помощи экономике, находящейся в трудном положении, Федеральная Резервная система осуществила меры помощи мелким и крупным бизнесам и прямые выплаты населению в соответствии с пакетом стимулирующих мер стоимостью 2 триллиона долларов, а впоследствии напечатали еще более 3 триллионов долларов, что наполнило рынок ничем не обеспеченной ликвидностью. К тому же, 11 мая 2020 года была проведена процедура халвинга - за один сеанс майнинга стали получать вдвое меньшее количество биткоинов, чем ранее. Это привело к снижению предложения криптовалюты, что спровоцировало еще больший рост ее курса. Таким образом, к ноябрю 2020 года финансовые рынки взлетели благодаря усилиям ФРС и перспективам вакцины от COVID.

Неограниченная ликвидность и халвинг были ключевыми причинами стремительного роста курса биткоина, в инвесторов вселили безудержный оптимизм. Но за процветанием последовала стадия спада, которая произошла по следующей причине.

В начале 2021 года биткоин продолжил свой ошеломительный рост, достиг своего нового максимума. Однако в мае 2021 года власти Китая приняли решение оказать давление на биткоин, запретив финансовым учреждениям совершать операции с использованием криптовалюты. Эта новость привела к резкому падению биткоина, в течение нескольких месяцев он потерял более 50% своей стоимости.

Затем курс криптовалюты вновь начал расти. К тому же, он достиг своего исторического максимума - 68700 долларов. Рынок отреагировал так на следующую новость: Китай объявил о незаконности всех операций с криптовалютами, даже иностранные сайты, предлагающие такие услуги китайским трейдерам, запрещены. Следствием стали уход китайских майнеров в теневой сектор, продажа оборудования для майнинга за границу. Иными словами, майнить не стали меньше, это стали делать в других местах и при других условиях.

Еще в сентябре 2021 года Федеральная Резервная система заметила «первые звоночки» растущей инфляции, поэтому в конце года было объявлено о начале сворачивания выкупа казначейских облигаций, что постепенно выведет ликвидность с финансовых рынков. Ставка по облигациям стала расти, биткоин пошел на спад, и эта тенденция резкого снижения была подкреплена событием, произошедшим в марте 2022 года - ФРС США впервые за четыре года повысила ключевую ставку. Таким образом, ноябрь 2021 года стал началом новой криптозимы.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что пандемия коронавирусной инфекции стала не ключевым, а одним из многих факторов, оказавших воздействие на криптовалюту. COVID-19 повлиял на биткоин в частности как непосредственно, так и опосредованно. Прямое влияние было выражено в том, что в условиях распространения коронавируса люди сами стали отдавать предпочтение такому рисковому активу как биткоин, поскольку уверенности в традиционных активах уже не было. Косвенное влияние заключалось в том, что курс биткоина также изменялся в зависимости от того, какие решения были приняты властями стран-сильнейших игроков на международной экономической арене. Таким образом, в период, когда пандемия уже перестала быть серьезной проблемой, такая криптовалюта, как биткоин, стала пребывать в еще большей зависимости от государств, чем до начала пандемии.

Список использованных источников:

  1. Timothy F. Peterson. To the Moon. A History of Bitcoin Price Manipulation // Journal of Forensic and Investigative Accounting, Volume 13: Issue 2, July – December 2021.
  2. Dionisis Philippas, Hatem Rjiba, Khaled Guesmi, Stéphane Goutte. Media attention and Bitcoin prices // Finance Research Letters, Volume 30, September 2019, Pages 37-43. https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1544612319300558 (дата обращения: 03.03.2023).
  3. Thomas Kim. On the transaction cost of bitcoin // Finance Research Letters, Volume 23, November 2017, Pages 300-305. Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1544612317301897 (дата обращения: 03.03.2023).
  4. Otabek Sattarov, Heung Seok Jeon, Ryumduck Oh, Jun Dong Lee. Forecasting Bitcoin Price Fluctuation by Twitter Sentiment Analysis // 2020 International Conference on Information Science and Communications Technologies (ICISCT), 06 November 2020, Pages 1-5. Режим доступа: https://ieeexplore.ieee.org/abstract/document/9351527 (дата обращения: 03.03.2023).
  5. Usman W. Chohan. A History of Bitcoin // A History of Bitcoin, 05 February 2022, Pages 1-24. Режим доступа: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3047875 (дата обращения: 03.03.2023).
  6. John Edwards. Bitcoin's Price History // Investopedia, 20 December 2022. Режим доступа: https://www.investopedia.com/articles/forex/121815/bitcoins-price-history.asp (дата обращения: 03.03.2023).


Анастасия Буиклы

COVID-19 как катализатор всплеска преступлений на почве ненависти в США

Бесспорно, пандемия COVID-19 повлекла за собой множество жертв и буквально перевернула нашу реальность с ног на голову. Ее не смогли пережить не только миллионы людей, но и огромное количество предприятий. Целая система экономических и социальных отношений подверглась капитальной модификации, подстраиваясь под новые реалии. Любые изменения — это всегда большой стресс, а в стрессовом состоянии людям свойственно идти на опрометчивые поступки и искать виновных в происходящих бедствиях.

Считается, что появление COVID-19 корнями уходит в китайский город Ухань, откуда он стремительно распространился по всему миру в течение считанных месяцев в 2020 году. По мере распространения вируса по Соединенным Штатам, в правоохранительные органы страны все чаще стали поступать сообщения о резком росте преступлений на почве ненависти в сторону американцев азиатского происхождения. Согласно данным американского Центра изучения ненависти и экстремизма, в 2020 году число преступлений на почве ненависти в отношении азиатов увеличилось на 150%. В 2021 году их число достигло 339%, по сравнению с предыдущим годом. Чаще всего акты враждебности, мотивированные предрассудками и предубеждениями, проявлялись в форме физического насилия, домогательств и оскорблений.

Ненависть в отношении азиатского населения имеет глубокие исторические корни. Хотя со временем расовые противоречия, казалось, удавалось довольно успешно купировать, рост Китая на мировой арене и возвращение противостояния великих держав в совокупности с ухудшающейся экономической ситуацией в Америке и разгоревшейся пандемией в одночасье их воскресили.

Огромную роль во всплеск антиазиатских преступлений внесли представители республиканской партии, в частности бывший американский президент Дональд Трамп. Обращаясь к данным ФБР нельзя не заметить планомерный спад антиазиатских преступлений на почве ненависти до 2016 года — года избрания Трампа, чья политика на протяжении всего президентского срока несла яркий антикитайский характер, подчеркиваемый в публичных выступлениях соответствующей риторикой. Как и многие другие республиканцы, Трамп часто называл коронавирус “уханьским” или китайским вирусом. В интервью Fox News Трамп объяснял, что считает корректным называть COVID-19 «китайским», так как болезням обычно дают название по месту их происхождения, и COVID-19 происходит именно из КНР. Однако эксперты считают, что в США такие фразы могут вести к дискриминации американцев азиатского происхождения. Это подтверждает исследование, опубликованное в American Journal of Public Health: антиазиатские настроения были замечены учеными в 50% твитов с расистским хештегом #Chinesevirus, и лишь в 20% твитов с нейтральным тегом #COVID-19.

В ответ на всплеск преступлений на почве ненависти в марте 2021 года было положено начало движению Stop Asian Hate, которое проявилось в серии демонстраций, протестов и митингов с призывами обеспечить расовое равенство и безопасность для лиц азиатского происхождения.

С тех пор, в мае 2021 года президентом США Джоном Байденом был подписан билль, предназначенный для борьбы с преступлениями против лиц азиатского происхождения. Закон “О преступлениях на почве ненависти” нацелен на ускорение реакции федерального правительства на текущую ситуацию с преступлениями на почве ненависти, облегчение процесса выявления подобных происшествиях, а также расширение кампании по повышению осведомленности населения в этой проблеме.

COVID-19 и расизм неразрывно связаны. Необходимость дальнейшей работы исследовательских центров, международного сообщества и отдельных государств по выявлению механизмов, лежащих в основе этой связи, очевидна. COVID-19 стал не только катализатором всплеска преступлений на почве ненависти, но и показал брешь в системе реагирования в кризисных ситуациях. Только рассмотрев очаг проблемы ближе можно разработать более эффективный комплекс мер для защиты уязвимых слоев населения в будущих кризисных ситуациях, подобных пандемии коронавируса.

Список источников и литературы:

  1. Association of “#covid19” Versus “#chinesevirus” With Anti-Asian Sentiments on Twitter: March 9–23, 2020. // American Journal of Public Health, 2021. URL: https://ajph.aphapublications.org/doi/10.2105/AJPH.2021.306154 (accessed: 04.03.23)
  2. COVID-19 Hate Crimes Act. Public Law No: 117-13 (05/20/2021) // Library of Congress. URL: https://www.congress.gov/bill/117th-congress/senate-bill/937/text (accessed: 04.03.23)
  3. Hate Crime Statistics, 2019. // The Uniform Crime Reporting (UCR) Program. URL: https://ucr.fbi.gov/hate-crime/2019 (accessed: 04.03.23)
  4. Jesse Watters: Trump uses 'Chinese virus' phrase to 'make sure that there is a little bit of accountability’ // Fox News, 2022. URL: https://www.foxnews.com/media/coronavirus-trump-chinese-virus-china-conspiracy-theory (accessed: 04.03.23)
  5. Report to the Nation: Anti-Asian Prejudice & Hate Crime. // Center for the Study of Hate & Extremism, 2021. URL: https://www.csusb.edu/sites/default/files/Report/to/the/Nation/Anti-Asian/Hate.pdf (accessed: 04.03.23)
  6. WHO-convened Global Study of Origins of SARS-CoV-2: China part. — World Health Organization, 2021. — 120 p. URL: https://www.who.int/publications/i/item/who-convened-global-study-of-origins-of-sars-cov-2-china-part (accessed: 04.03.23)

Плотников Михаил

Опыт предыдущих пандемий: как это помогло человечеству при COVID-19

ЧАСТЬ I. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Эпидемии представляют собой опаснейшую угрозу для человечества. Всю свою историю люди борются с ними и пытаются их искоренить. Факт того, что эпидемиологическими заболеваниями люди болели с древних времен, заставляет нас возвращаться в прошлое. Например, известна эпидемия «юстиниановой чумы» (551–580 гг.), которая возникла в Восточной Римской империи и охватила весь Ближний Восток. От этой эпидемии погибло около 100 млн человек. Или «черная смерть» – эпидемия бубонной чумы, прокатившаяся по средневековой Европе в XIV в. и унесшая жизни 50 млн человек. А также «испанский грипп» («испанка»), в результате эпидемии которого после Первой мировой войны из 200 млн заразившихся умерли 41,8 млн. И это далеко не полный список губительных пандемий. Это наносило вред экономическим, политическим, социальным интересам каждого государства, заставляло представителей власти искать выход из тяжелого положения. Одним из них было развитие диалога между соседними странами, прежде всего, во избежание передачи вируса, а во-вторых, для осуществления скоординированных, целенаправленных действий для приостановления и ликвидации заболевания. На протяжении своей истории человечеству стало понятно, что самостоятельно бороться с эпидемиологическими заболеваниями очень сложно и малопродуктивно. Только совместные усилия могут дать ожидаемые результаты. Представители различных государств стали собираться на ежегодные съезды, приглашая туда ученых-гигиенистов и эпидемиологов, которые предлагали свою стратегию действий. Так зародилась традиция бороться с вирусными заболеваниями вместе.

Впервые карантинные законы были изданы в 1374 г. в городе Региум в Модене. Причиной этого стала боязнь занесения в Италию чумы, известной под именем «Черная смерть». Вскоре многие города, расположенные на берегах Адриатического и Средиземного морей, стали применять продолжительную изоляцию для судов, прибывающих из Египта и Константинополя. В XV в. практика карантинов указала на необходимость иметь карантинные лазареты, которые и были устроены в Венеции, Генуе и Марселе. В 1822 г. был издан французский морской санитарный закон. Предписания, приведенные в этом законе, были приняты в портах Италии, Венеции, на острове Мальта и в портах Атлантического океана; даже Англия, несмотря на опыт прежних лет, увлеклась им и издала билль, снова восстанавливающий карантины.

В дальнейшем развитие международного сотрудничества в борьбе с эпидемиологическими заболеваниями происходило на международных санитарных конференциях, которые играли важную роль в формировании политики государств в области эпидемиологической безопасности населения.

Первая международная конференция в Париже 1851 г. была создана по инициативе Франции. Она имела целью выработку международных мер борьбы против холеры, которая, как известно, дала крупную эпидемиологическую вспышку по всей Европе в 1848–1850 гг. На ней присутствовали врачи и дипломаты 12 государств Европы (Австрии, Англии, Ватикана, Греции, Испании, Португалии, России, Сардинии, Сицилии, Тосканы, Турции, Франции).

Конференция выработала подробный регламент, предусматривавший различные детали международной и внутренней санитарной политики. Из четырнадцати государств-участников к соглашению присоединились только Португалия и Сардиния, но потом вышли из него. Остальные двенадцать государств его не приняли. Однако, не- смотря на внешний неуспех, конференция оказала влияние на санитарную политику европейских государств; на выработанных ею принципах был основан санитарный режим Франции с 1853 по 1876 гг..

Вторая санитарная конференция также прошла в Париже, в 1859 г.. Третья международная конференция в Константинополе 1866 г., созванная также по инициативе правительства Франции, ставила своей целью выработку мер против холеры, решение вопроса о переносе предупредительных мер за пределы Европы, ближе к месту ее происхождения.

Четвертая международная конференция состоялась в Вене в 1874 г., пятая – в Вашингтоне в 1881 г., шестая – в Риме в 1885 г.. Они имели целью пересмотр и изменение постановлений предыдущих конференций, но ожидаемых результатов не дали, поскольку страны-участницы к соглашению не пришли.

Седьмая конференция в Венеции (1892 г.) была первой, постановления которой получили законную силу. В ходе работы конференции был подготовлен санитарный регламент, ратифицированный Россией 11 июля 1892 г..

В Дрездене в 1893 г. состоялась восьмая конференция. 3 (15) апреля 1893 г. была заключена Санитарная конвенция, которую подписали Россия, Германия, Австро-Венгрия, Бельгия, Франция, Италия, Люксембург, Черногория, Нидерланды, Швейцария (ратифицирована Россией 25 мая 1893 г. актом No 9670). Она заключалась на 5 лет со дня ее ратификации и считалась возобновленной через каждый 5 лет при молчаливом согласии договаривающихся сторон, пока за 6 месяцев до истечения этого срока не последует заявление о ее прекращении от одной из этих стран. Такое заявление имело силу только относи- тельно того государства, от которого последовало. Отделение 1 конвенции предусматривало меры по своевременному извещению подписавшие ее правительства о состоянии появившейся холерной эпидемии и средствах, используемых против ее распространения и занесения в незараженные места.

Дрезденская конвенция имела большое значение для разработки дальнейших нормативных актов, касающихся вопросов эпидемиологического контроля как в Россий- ской империи, так и в иностранных государствах.

В Париже в 1894 г. прошла девятая конференция, задачей которой стало урегулирование международных мер, направленных на установление санитарного надзора за пределами Европы, по путям перехода холеры из Азии.

Конференция разработала обширный и сложный план охраны Европы от холеры путем санитарного надзора в странах Востока. Регламенты, разработанные этой конференцией, были чрезвычайно подробными и достаточно обоснованными, что дало возможность применить их в последующие годы в борьбе против чумы.

В Венеции 7 (19) марта 1897 г. была подписана международная Санитарная конвенция о предупреждении занесения и распространения чумы, ратифицированная Россией 18 февраля 1898 г. (актом No 15054а). На ней был принят Общий санитарный устав для предупреждения заноса и распространения чумы.

Тринадцатая конференция состоялась в Париже в 1926 г. Она длилась с 10 мая по 21 июня и собрала делегатов из 50 стран, численно почти поровну между Европой и остальным миром. Конференция была открыта французским министром труда, здравоохранения и социальной защиты. Делегацию СССР из 9 человек возглавлял народный комиссар здравоохранения Совета народных комиссаров РСФСР Н.А. Семашко. Приняли участие также представители секции здравоохранения Лиги Наций и международного бюро труда.

Основной задачей конференции было рассмотрение того, какие изменения необходимы в положениях Конвенции 1912 г., касающиеся чумы, холеры, желтой лихорадки и любых других инфекционных заболеваний, которые должны быть предметом международных санитарных правил.

Помимо международных санитарных конференций, также проводились специальные конгрессы, посвященные вопросам эпидемиологической безопасности. Особое место среди них занимает конгресс гигиены и демографии. Так, например, пятый Международный конгресс гигиены и демографии состоялся в Гааге 21–27 августа 1884 г. Он начался в четверг, 21 августа, в Институте науки и искусства. Присутствовало двести гостей.

В 1903 г. в Брюсселе был созван еще один Международный конгресс гигиены и демографии, который был разделен на два отдела: гигиена и демография. Отдел гигиены в свою очередь был разделен на 7 секций. В работе конгресса приняли участие российские ученые. Отдельная секция была посвящена административной гигиене: предупреждению заразных болезней, гигиене жилищ рабочих, гигиене детского возраста. В постановлениях комитетов конгресса содержались рекомендации местным властям относительно рассматриваемых вопросов.

ЧАСТЬ II. ОПЫТ БОРЬБЫ С ПАНДЕМИЯМИ

На протяжении всей истории, человечество сталкивается с большим количеством разных опасностей, таких как войны, катастрофы природного и техногенного характера и многим другим. Одним из таких опасностей является эпидемии, распространившиеся по всему миру – пандемии. Именно с такой проблемой столкнулось человечество в 2019-2020 году, когда по всему миру распространился вирус SARS-CoV-2. Проблема защиты от данной инфекции стала одной из самых главных во всех государствах, и у каждого человека в частности.

1. Испанский грипп

Вакцина появилась буквально из неоткуда. Все известные вакцины были навязаны всем военнослужащим. Эта мешанина из ядовитых препаратов и трупного белка, из которого были сделаны вакцины, привела к тому, что уровень смертности и заболеваемости среди вакцинированных солдат был в четыре раза выше, чем среди не вакцинированных гражданских лиц. Но это не остановило промоутеров вакцины. Вакцина всегда была большим бизнесом, и поэтому ее упорно продвигали. Врачи не хотели, чтобы в этой массовой болезни после вакцинации, которая убила столько солдат, обвинили их, поэтому появилась идея назвать ее испанским гриппом, и это было хорошим способом возложить вину на кого-то другого. Испанцы конечно возмущались тем, что болезнь назвали их именем. 20 000 000 человек умерло от этой эпидемии гриппа во всем мире, и она, по-видимому, была почти универсальной. Греция и несколько других стран, которые не проводили вакцинацию, были единственными, которые не пострадали от гриппа.

Меры защиты.

Полоскание горла солевым раствором и обработка дезинфицирующими средствами считались, как и в наши дни, основой борьбы с инфекцией. Разумеется, полоскание горла практиковали не только военные, но и гражданские.

Повсеместное ношение масок. Маски следовало носить всем, кто выходил в места скопления людей или по долгу службы был вынужден общаться с людьми вплотную. Выносили больных на свежий воздух. Целебные свойства свежего воздуха были известны людям издревле… в начале XX века лечение свежим воздухом было нормой.

Во времена испанского гриппа, чтобы не плодить инфекцию в помещении, многие общественные мероприятия не отменялись, а переносились на воздух и проходили в обычном режиме. Правда, всем —зрителям и участника — следовало надеть маски.

Дезинфицировали общественный транспорт и улицы.

Защищали нос от воздуха с заразой. Во время распространения испанки бытовало мнение, что главным проводником заразы в организм служит нос. Поэтому многие использовали изобретения для очищения поступающего в ноздри воздуха.

2. Азиатский грипп

К этому времени развилось производство антибиотиков, примерно каждые два года фармакологи сообщали о появлении новых видах лекарств.

Появилась уверенность в том, что можно справиться с этим гриппом, в частности, путем снижения смертности с помощью антибиотиков.

Медицинская и научная среда активно работали над вакцинами. Меры защиты государств почти не изменились, также вводили повсеместное ношение масок, дезинфекцию помещений, спортивные и иные мероприятия не отменяли.

Добавлялись и новые меры по защите населения, например, в Тайване очень тщательно контролировали любого иммигранта или человека, возвращавшегося из материкового Китая. Они были обязаны пройти медицинское обследование и карантин для того, чтобы избежать «экспорта» в страну холеры, чумы или гриппа, которые часто «посещают» эту часть мира.

3. Гонконгский грипп

Через четыре месяца после начала пандемии гонконгского гриппа, американский микробиолог Морис Хиллман и его команда создали вакцину, и было изготовлено более 9 миллионов доз. Но из-за сильной мутации вируса, над ней приходилось работать еще и еще, это привело к тому, что пандемия затянулась на 2,5 года.

Во всем мире важно было соблюдение санитарных норм и барьерных жестов. Ношение масок в Японии распространилось довольно быстро. Япония стала примером бдительности. Все японцы носили маски в период эпидемии «гонконгского гриппа». В стране общественная гигиена очень развита с начала XX века. Что касается Китая, в то время там ничего нельзя было контролировать, так как в компартии велась борьба с оппозиционерами политики. Для соблюдения санитарных норм времени не оставалось. С распространением вируса по миру, многие государства вводили такие меры, как режим обязательного карантина для всех въезжающих. «Гонконгский грипп» дал много информации, он позволил начать моделировать и прогнозировать эпидемии гриппа, что было важно для эпидемиологии. Этот второй грипп убедил в том, что необходимо начать широкое производство вакцин.

4. Свиной грипп

Свиной грипп можно спутать с сезонным. Возможно, из-за этого меры борьбы с вирусом и отдаленно не напоминали нынешние. Никто не отменял авиарейсы (даже Мексика), не закрывал страны на карантин и почти не отменял массовые мероприятия. В Германии советовали не целоваться на фестивалях. В России ограничили импорт свинины. Даже США, которые из-за соседства с Мексикой превратились в эпицентр свиного гриппа, ограничились закрытием нескольких школ и проверкой в аэропортах. На карантин отправляли только зараженных или тех, кто близко с ними контактировал. Крупные мероприятия начали отменя только осенью, во вторую волну пандемии.

Мир спас фармацевтический гигант GlaxoSmithKlin, который заранее готовился к эпидемии и 3,5 года разрабатывал вакцину от свиного гриппа. Компания оперативно завершила разработку и уже в июне поставила поточное производство.

5. Covid-19

По состоянию на 19 марта 2021 года 82 вакцины-кандидата находились на стадии клинических исследований, и 182 — на стадии доклинических исследований. Над 2 вакцинами-кандидатами работы были прекращены.

Многие страны внедрили планы поэтапной вакцинации населения. По этим планам приоритет отдаётся тем, кто подвержен наибольшему риску осложнений, например, пожилым людям и тем, кто подвержен высокому риску заражения и передачи, например, медицинским работникам.

Первую вакцину от коронавируса Convidicea зарегистрировали в Китае для вакцинации военнослужащих, это произошло 25.06.2020. Первую общедоступную вакцину "Гам-КОВИД-Вак" (Спутник V) зарегистрировали в России 11.08.2020. следующей является вакцина ЭпиВакКорона зарегистрированная 13.10.2020 также в России.

Новые технологии и предыдущий опыт создания вакцин против родственных вирусов позволяют производить вакцину намного быстрее. В этом случае процесс производства возможен уже на стадии клинических испытаний.

Помимо прочих мер защиты, таких как ношение масок, дезинфекция помещений, было введено много ограничений, а также, в короткие сроки было переквалифицировано и создано большое количество больниц.

Жителям Уханя, города в котором все началось, запретили покидать город из-за карантина, было прекращено любое транспортное сообщение.

Когда число подтвержденных случаев заражения коронавирусом в Китае превысило 1 тыс., карантин был введен во всех городах провинции Хубэй.

По всей стране были отменены мероприятия, приуроченные к празднованию нового года по китайскому календарю, закрыли кинотеатры и туристические объекты. В стране были отменены или перенесены несколько международных мероприятий. С распространением вируса по миру, государства вводили такие меры, как режим обязательного 14-дневного карантина для всех въезжающих. Отменили занятия в школах, вузах и церковные богослужения, были закрыты музеи, отменены все спортивные мероприятия. Жители получили предписание не выходить на улицу. Были приняты закон об уголовной ответственности над теми, кто не соблюдают карантинные меры. В итоге границы были закрыты более чем в 115 стран.

Изучив пять эпидемий респираторно-вирусного характера, сравнив данные по трем основным критериям, сравнив введённые государством меры защиты населения, можно сделать вывод, что с течением времени и развитием медицины, люди научились быстрее справляться с такими крупными катастрофами, как пандемии. Очень важную роль в защите людей играет политическое и экономическое состояние в стране и в мире, и то, насколько четко граждане следуют правилам, введённым государством.

Однако нужно сказать о том, что уроки, которые нам преподнесли как пандемии до коронавируса, так и сама пандемия COVID-19, до сих противоречивы. Еще толком неизвестно, усвоило ли их человечество или нет? Какой остался отпечаток в сознании и психологии жителей планеты? До сих пор не утихают споры, естественное или искусственное происхождение вируса COVID-19, была ли эта пандемия, в отличие от предыдущих, средством политической борьбы и манипуляции, повод к трансформации мирового порядка и глобальной финансовой системы. События 2022 года отодвинули пандемию на второй или даже третий план, в одночасье все забыли о ней, единицы продолжили соблюдать меры защиты. Поэтому данные вопросы остаются открытыми до сих пор и подлежат тщательному, детальному анализу и исследованию.

Список источников и литературы:

  1. Гибли тысячами: 5 последних вирусных пандемий. Страшнее коронавируса: как мир боролся с пандемиями
  2. URL: https://www.gazeta.ru/social/2020/02/28/12981283.shtml (дата обращения: 05.03.2023 г.);
  3. Какие меры вводили страны для борьбы с коронавирусом
  4. URL: https://tass.ru/info/7948127 (дата обращения: 03.03.2023 г.);
  5. Карта коронавируса Covid-19 онлайн
  6. URL: https://coronavirus-monitor.info/ (дата обращения: 28.02.2023 г.);
  7. НАГЛЯДНЫЙ ПРИМЕР: КАК БОРОЛИСЬ С ЭПИДЕМИЕЙ ИСПАНКИ 100 ЛЕТ НАЗАД
  8. URL:https://pikabu.ru/story/naglyadnyiy_primer_kak_borolis_s_yepidemiey_ispanki_100_let_nazad_7444874 (дата обращения: 05.03.2023 г.);
  9. Три волны «испанки»: как пандемия коронавируса повторяет сценарий столетней давности
  10. URL: https://doctorpiter.ru/articles/28134/ (дата обращения: 05.03.2023 г.);
  11. «Трупы сложили в метро». Что спасло СССР при эпидемии гонконгского гриппа?
  12. URL:https://aif.ru/society/history/trupy_slozhili_v_metro_chto_spaslo_sssr_pri_epidemii_gonkongskogo_grippa (дата обращения: 04.03.2023 г.);
  13. 7 вирусных эпидемий гриппа до коронавируса
  14. URL: https://ss69100.livejournal.com/3728588.html (дата обращения: 05.03.2023 г.);
  15. 11 лет назад мир пережил пандемию свиного гриппа: болели Абидаль, Самба и Ричардс, в АПЛ запрещали плевки
  16. URL: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/murovei/2755517.html (дата обращения: 02.03.2023 г.);
  17. H2N2 live attenuated influenza vaccine is safe and immunogenic for healthy adult volunteers
  18. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4514355/ (дата обращения: 01.03.2023 г.).



Оставьте комментарий:

* отмечены пункты, обязательные к заполнению






Комментарии


Комментариев еще нет