2329

18 сентября 2023 г.

Сегодня Международный Суд ООН начинает слушания по иску Украины против России о якобы нарушении Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.

В первую очередь будут выслушаны предварительные возражения России против поданного иска. Затем позиции представят «третьи стороны в разбирательстве». Впервые в истории Суд допустил к процессу сразу 32 страны коллективного Запада, поддерживающие киевский режим. После этого судьи будут принимать решение о юрисдикции, и в зависимости от исхода - решение по существу.

Украина наступает на те же юридические грабли, что и Грузия, подавшая иск против России в 2008 году. Тогда, напомню, грузины, прикрываясь Конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации, маскировали свои территориальные требования и вопросы российской операции по принуждению к миру, которые не подлежат юрисдикции Суда ООН.

Аналогичным образом Украина ссылается на Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, хотя сущность иска сводится именно к оспариванию правомерности проведения СВО в соответствии с Уставом ООН, а также статуса новых территорий России, что находится за пределами юрисдикции Суда ООН.

Очевидно, что в действиях России нет признаков геноцида. В сентябре 2023 года это официально подтвердила международная комиссия ООН по расследованию нарушений на Украине: «На данный момент у нас нет достаточных доказательств, которые соответствовали бы юридической квалификации, предусмотренной Конвенцией о геноциде», - заявил глава комиссии Эрик Мёсе.

Да и дело вовсе не в геноциде как таковом. Украинским властям просто было нужно найти конвенцию, в которой одновременно участвовали бы и Россия, и Украина, и по которой Международный Суд ООН вправе выносить решения. Действительно, споры о применении и толковании конвенции о геноциде подлежат юрисдикции Суда ООН на основании статьи IX. Но это всего лишь формальный предлог, ведь Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации была неудачно апробирована Грузией, а других подходящих конвенций собственно нет. Как нет и прецедентной практики в случае с геноцидом. Цель Киева - создать в Суде ООН политический прецедент.

Нет сомнений, что решение будет максимально политизированным. Если Международный Суд ООН все-таки пойдет на поводу у Киева и коллективного Запада, то навсегда утратит доверие России и других государств к некогда авторитетному органу правосудия. Если по итогам рассмотрения дела вместо юридического решения будет обнародована откровенная чернуха, России придется рассмотреть сценарий с выходом из-под юрисдикции Международного Суда ООН, что само по себе непростая юридическая задача, ведь это один из основных органов ООН, а Статут Международного Суда - неотъемлемая часть Устава ООН.

Налицо постепенный развал всех органов ООН. Говорю это с искренним сожалением.